Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.
09.11.2021
СРЕДСТВА , ФОРМЫ И МЕТОДЫ
01.08.2023
Формы,
методы и средства реализации рабочей программы
Формы
реализации рабочей программы
Игра - ведущий вид
деятельности дошкольников, основная форма реализации программы при организации
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной
деятельности. Виды игр: сюжетная игра, игра с правилами, подвижная игра,
театрализованная игра (драматизация и режиссерская), дидактическая игра.
Игровая ситуация -
форма работы, направленная на приобретение ребёнком опыта нравственно-ценных
действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по
образцу, а затем самостоятельно .
Чтение - основная
форма восприятия художественной литературы, а также эффективная форма развития
познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач
психолого-педагогической работы разных образовательных областей.
Мастерская - форма
организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную
(мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую
деятельность.
Ситуации: ситуации
морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, проблемные ситуации,
игровые ситуации, ситуативный разговор с детьми, практические ситуации по
интересам детей, ситуационные задачи и др.
Коллекционирование -
форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит
целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для
ребёнка.
Экспериментирование и исследования: практическое, умственное и социальное. Практическое экспериментирование
и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия
окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их
свойствами. Умственное экспериментирование осуществляется только в мысленном
плане (в уме). Они осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные
вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование:
объект изучения и эксперимента - отношения ребёнка со своим социальным
окружением.
Проект - это
создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или
совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его
экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать.
Беседы, загадки, рассказывание, разговор.
Викторины и конкурсы -
своеобразные формы познавательной деятельности с использованием
информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное
участие детей.
Слушание музыки, исполнение и творчество.
Методы реализации рабочей
программы
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей,
направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации
образовательной программы используются следующие методы:
· методы мотивации и стимулирования развития у детей
первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
(образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. );
· методы создания условий, или организации развития у детей
первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
(метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения,
образовательные ситуации);
· методы, способствующие осознанию детьми первичных
представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение,
разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение,
рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
· информационно-рецептивный метод - предъявление информации,
организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных
презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
· репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения
на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на
предметную или предметно-схематическую модель);
· метод проблемного изложения - постановка проблемы и
раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
· эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная
задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети
(применение представлений в новых условиях)
· исследовательский метод - составление и предъявление
проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие
задания, опыты, экспериментирование).
Все формы реализации
рабочей программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность
- интегративный метода проектов).
Средства реализации рабочей программы- это совокупность материальных и идеальных объектов:
· демонстрационные и раздаточные;
· визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
· естественные и искусственные;
· реальные и виртуальные;
Средства, направленные
на развитие деятельности детей:
· числе аудиокниги, иллюстративный материал);
· познавательно-исследовательской (натуральные предметы для
исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты,
модели, картины и трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
· продуктивной (оборудование и материалы для лепки,
аппликации, рисования и конструирования);
· музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты,
дидактический материал и др.)
· двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания,
лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
· игровой (игры, игрушки);
· коммуникативной (дидактический материал);
· чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том