Аналитическая справка по эстетическому воспитанию дошкольников в ДОУ
15.06.2023
Процесс
эстетического воспитания в формировании личности ребенка в МБДОУ
«Детский сад №6 «Берёзка».
Эстетическое
воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия
на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту
окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни
детей.
Эстетическое воспитание
- понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к
природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства
настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы
эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами
искусства составляет предмет художественного воспитания.
Знакомя детей с
красотой, мы воспитывает ум и чувство ребёнка, способствуем развитию
воображения и фантазии.
В процессе
осуществления эстетического воспитания в нашем д/с решаются следующие задачи:
систематически развиваем эстетическое восприятие, эстетические чувства и
представления детей, их художественно-творческие способности, формируем основы
эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание
- важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению
чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание
нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия
«красивый» и «добрый» почти идентичны), повышаем и познавательную активность,
которая влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания
является эстетическое развитие.
Эстетическое воспитание
тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое
воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление
преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Ребёнок с первых лет
жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется
блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него
чувство радости, заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь
детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки;
одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных
переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от
безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию
прекрасного.
Эстетическое восприятие
действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная
форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой
сенсорной культуры, для этого в нашем д/с в каждой группе есть центр сенсорного
развития, где дети совместно с воспитателем исследуют предметы, выделяют цвет,
величину, форму. Развивают мелкую моторику рук, обогащают тактильную
чувствительность ладоней, формируют зрительную память воображения.
Эстетическое восприятие
неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств
является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от
встречи с прекрасным.
Задачами
эстетического воспитания дошкольников, можно представить двумя целями.
Первая цель
направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.
Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в
природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный
вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая цель
направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:
обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку;
развитие словесного творчества.
Названные цели дадут
положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе
реализации.
В формировании
эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит игре и
образовательной деятельности. В игровой и образовательной деятельности мы
знакомим детей с классическими произведениями детской литературы, музыки,
живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные
произведения искусства.
Так, наши воспитатели
знакомят детей с народными сказками, с произведениями С.Я.Маршака,
С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского,
Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и
богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное
удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Воспитывая у детей
основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего
мира, беречь ее.
Цветок лучше сохранить
на клумбе, чтобы он расцвел и доставил
радость другим, за ним надо ухаживать. Так в процессе воспитания и обучения
осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Для реализации задач
эстетического воспитания детей необходимы определённые условия. Прежде всего,
это среда, в которой ребёнок живёт и развивается.
Эстетическое воспитание
детей наши воспитатели осуществляют путем ознакомления детей с эстетикой быта,
с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.
В нашем детском саду 8
групп. Каждая группа имеет своё название: «Ромашка», «Ягодка»,
«Солнышко», «Звёздочка», «Улыбка», «Родничок», «Радуга», «Капиточка», которые соответствуют своему названию и
отличаются эстетической красотой друг от друга.
В группах
эстетически оформлены центры развития для детей: центр Сенсорики, ряжения,
музыкальный центр т.д. Дети с большим интересом в центрах играют, получают
новые знания и закрепляют старые.
Чистоту в группе,
создающую уют и красоту, дети поддерживают сами, не сорят, убирают за собой
игрушки и книги. Так в процессе трудового воспитания осуществляются задачи
эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Эстетика быта детского
сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов
обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен
спокойных, светлых тонов.
Требования к оформлению
детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием
воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:
-целесообразность,
практическая оправданность обстановки.
-чистота, простота,
красота.
-правильное сочетание
цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого
предмета.
Все компоненты
оформления должны составлять единый ансамбль.
Понятие «эстетика быта»
включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают
ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы
она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта является
непременным условием для эстетического воспитания ребенка.
Научить детей видеть
красивое – дело сложное. Любовь к природе означает не только определённое
душевное состояние, но и её понимание, её познание.
Мощным средством
эстетического воспитания является природа.
Именно в ней можно
увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их
сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и
развития ребенка.
Так, например, познание
природы возможно только при непосредственном общении с ней, которая происходит
как правило, на экскурсиях, во время прогулок. С детьми мы наблюдаем за
происходящим в природе, прослушиваем музыкальные произведения, посвящённые
природным явлениям, сезонам, рассматриваем полотна великих
художников-пейзажистов, а также знакомим со сказками, стихами, рассказами о
природе.
Поэтому наши
воспитатели основательно готовятся к проведению экскурсий, в процессе которых
дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при
правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их
видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого
воображения и способностей.
Многогранным и
неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство:
изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее
приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в
детской душе поистине эстетического восприятия действительности.
С первых лет жизни
детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место
в их жизни занимает сказка. Читая сказку, дети учатся видеть и понимать
прекрасное, начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова.
Не все можно выразить
словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть
выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима
ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без
сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.
Условием и средством
эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников,
как организованная воспитателем, так и самостоятельная.
Эстетическое воспитание
детей в нашем д/с осуществляется в разных формах в зависимости от принципа
руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида
деятельности.
Одна из форм детской
деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры
и игры – драматизации, посещение театрализованных постановок. Эти игры проходят
под руководством воспитателя.
Значительное место в
педагогическом процессе д/с и в жизни детей занимают праздники и развлечения.
Эстетическое воспитание
детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти
формы имеют свою квалификацию.
В современных условиях
в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
-систематически
развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей.
Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную
эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
-приобщать детей к
деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку
посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
-формировать основы
эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения
искусства и явления жизни.
-развивать
художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с
искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным
устремлением, творческим воображением, инициативой.
Чем более
эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем
полнее развивается его творческая деятельность.
Ведущее место в
осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и
роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно
полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей
станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно
воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,
музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Наши воспитатели
помогают семьям создавать необходимые условия для правильного эстетического
воспитания детей. Они рассказывают о важности эстетики быта, советуют, что
читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добиваются чтобы у
ребёнка в семье было всё необходимое для проведения детского творчества:
альбом, карандаши, краски, игрушки, книги. Устанавливают преемственность в
эстетическом воспитании детского сада и семьи, формируют первоосновы духовной
культуры, которой должен обладать человек.
Задачи эстетического
воспитания с учетом возрастных особенностей.
1. Систематический
развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей.
2. Развитие
художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать,
сочинять, игры разные).
3. Формирование основ
эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению).
Важнейшим условием
полноценного эстетического воспитания является:
1. Среда которая
окружает ребенка в детском саду и дома.
2. Насыщенность быта
произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения).
3. Активная деятельность
самих детей (сами дети клеят, лепят).
4. Индивидуальный
подход.
Средства
– это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для
целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.
1. Эстетика быта, т. е.
там, где дети находятся в течении дня;
2. Природа;
3. Искусство
(литературные, музыкальные произведения);
4. Художественная
деятельность самих детей;
5. Специальное
обучение;
6. Поведение самих
взрослых (воспитателей, родителей).
В целях эстетического
воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной
деятельности детей:
1. Занятия
(музыкальные, ИЗО);
2.
Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга»);
3. Утренники и
развлечения;
4. Экскурсии и
прогулки;
5. Театрализованные
зрелища; телепередачи, фильмы, мультфильмы.
Принципы эстетического
воспитания:
1. Эстетическое
воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей
воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.
2. Детское творчество
должно быть связано с жизнью.
3. Вариативность
содержания, форм и методов художественной деятельности.
4. Индивидуальный
подход к детям.
5. Детские работы
должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.
Особенность
художественного творчества детей.
Творчество – это
деятельность, направленная на создание общественно-значимого продукта,
оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.
Творчество детей
значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей, для близких
взрослых.
Но значения детского
творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а
значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.
Творчеству можно учить,
но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с
тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и
умениями.
Под художественным
творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого
(для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение,
рассказ, песня и т. д.); придумывание и известному ранние неиспользуемых
деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки,
подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).