preview_978-5-9949-1122-8 Дорогою добра 6-7 лет

УДК 373
ББК 74.100
К61

Рецен з ен т :
М.Ю. Парамонова — канд. пед. наук, доцент кафедры теории и
методики дошкольного образования, декан факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И.
К61		 Дорогою добра. занятия для детей 6—7 лет по социальнокоммуникативному развитию и социальному воспитанию/
Под ред. Л.В. Коломийченко. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 320 с.
ISBN 978-5-9949-1122-8
Предлагаемое пособие входит в учебно-методический комплект парциальной образовательной программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра». В комплект входят четыре книги.
В первой представлены концепция, программа и педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников.
В данной книге содержатся планирование и занятия с детьми 6—7 лет
по программе «Дорогою добра», раскрываются технологические аспекты работы, обеспечивающие приобщение детей к разным видам социальной культуры.
Пособие предназначено педагогам и психологам ДОО, преподавателям
педагогических вузов и колледжей, разработчикам инновационных проектов, а также родителям.

УДК 373
ББК 74.100

ISBN 978-5-9949-1122-8

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015
© Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И.,
Югова Л.И., текст, 2015

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Данная книга входит в учебно-методический комплект парциональной программы дошкольного образования по социальнокоммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра».
Планирование и итоговые занятия по реализации программы
социально-коммуникативного развития и социального воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра» разработаны
на основе результатов исследований, проводимых на базе экспериментальных площадок ДОО и факультета педагогики и психологии детства ПГГПУ, а также многолетнего опыта педагогов
г. Перми и Пермского края.
Содержание программы построено в соответствии с ФГОС ДО
и отражает основные направления приобщения дошкольников
к различным аспектам социальной культуры. Технологическое
сопровождение реализации программы осуществлено в соответствии с принципами:
— последовательности и концентричности, обеспечивающими постепенное обогащение содержания различных сфер
социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком
уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание
объектов социального мира в процессе их исторического
развития;
— системности, предполагающим формирование у детей
обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в которой все объекты, процессы, явления,
поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи
и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
— интегративности, предусматривающим возможность реализации содержания социальной культуры в разных
видах деятельности (познавательной, речевой, игровой,
коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
3

Дорогою добра. Занятия для детей 6—7 лет

— культуросообразности и регионализма, обеспечивающими
становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических
особенностей социальной действительности своего региона;
— «диалога культур», ориентирующим на понимание вре­
менно́й и исторической последовательности развития
материальных и духовных ценностей, взаимопроникновение и дополняемость культур разных народов.
Программа «Дорогою добра» реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) по разделам: «Человек
среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», каждый из которых разделен на блоки. Содержание раздела «Человек
в своем крае» выступает вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.
Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие
разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному планированию процесса реализации программы. Материал
изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения; возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных,
актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
Содержание программы социально-коммуникативного развития осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:
— первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в
процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий и др.
(в зависимости от степени новизны материала решаются
задачи формирования либо первоначальных, либо дифференцированных, либо обобщенных представлений);
— практическое использование этих знаний в игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах
4

Пояснительная записка

деятельности; создание на основе имеющихся знаний и
сформированных умений творческого продукта.
Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач. Сценарии таких занятий представлены после планирования.
Технология реализации программы на основе планирования
опирается на различные подходы (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный,
комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации
воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности
(коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой,
двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной, экспериментальной); включает
описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального
развития, диагностический инструментарий.
Сетка занятий составляется произвольно, в соответствии с
основными положениями той образовательной программы, по
которой работает ДОО, и с требованиями, предъявляемыми к
нагрузке детей в организованной деятельности, предусмотренными государственными образовательными стандартами. Основу сетки составляет форма организации детей в познавательной
деятельности, обозначенная в плане как итоговое занятие.
Режим организации работы по всем разделам программы в
подготовительной к школе группе не должен превышать полутора занятий в неделю. Тематические занятия рекомендуется
проводить 5 раз в месяц. Все остальные формы и методы работы
могут быть представлены как в других разделах образовательной
программы (например, «Речь и речевое общение», «Изобразительное искусство», «Конструирование» и др.), так и в совместной с воспитателем или самостоятельной деятельности детей.
Приносим извинения авторам стихотворений, чьи имена не
удалось найти.

Планирование

Планирование

Примерная сетка занятий
Месяц

Темы по разделам

1

2
Раздел «Человек среди людей»

Сентябрь

Возрастная линия
Этикет и его история

Блок «Я — человек: я — мальчик,
я — девочка»

Правила безопасного поведения. Полезные
и вредные привычки
Настроением можно управлять
Достоинство и благородство
Октябрь

О любви и дружбе
Профессии «мужские» и «женские»
Спорт «мужской» и «женский»
Родственные связи

Блок «Мужчины и
женщины»
Блок «Моя семья»

Близкие люди
Ноябрь

Забота о доме
Чем занимаются в детском саду
Взаимосвязь труда взрослых в детском саду

Блок «Детский
сад — мой второй
дом»

Правила поведения
Раздел «Человек в истории»
Кто такой культурный человек
Декабрь

Как жили первобытные люди
Общение первобытных людей
Разные дома
Развитие труда

6

Блок «Появление и
развитие человека
на Земле»

Примерная сетка занятий

Продолжение
1

2
Изобретения и достижения человека

Январь

Права человека
Что такое семья
Родословная

Февраль

Блок «История
семьи»

История детского сада

Блок «История
детского сада»

Достопримечательности нашего города

Блок «Родной город»

Слава великих городов России

Блок «Родная
страна»

Крещение Руси
Славные люди России
Государственные символы
Жители России
Март

Что такое планета Земля

Блок «Моя Земля»

Всемирные праздники
Раздел «Человек в культуре»
Что такое культурное наследие. О русской
культуре
Жилища русских людей

Блок «Русская
традиционная
культура»

Предметы быта и утварь
Апрель

Труд людей в селе и городе
Одежда русских людей
Традиции русской семьи
Традиции и обряды в жизни русского
народа
Во что верили русские люди

Май

Традиционная русская кухня

7

Планирование

Окончание
1
Май

2
Разнообразие рас
Культура разных народов

Блок «Культура
других народов»

Общее и различное в культуре разных народов
Раздел «Человек в своем крае»
Мой родной Пермский край

Блок «Родной
край»

Планирование по разделам
программы
Содержание работы с детьми
в разных видах деятельности

Элементы
предметной
развивающей
среды

1

2

Раздел «Человек среди людей»
Задачи раздела
 Формировать первоначальные представления:
— об истории появления и развития человека;
— репродуктивной функции родителей;
— о функциях людей разного возраста и пола в семье (коммуникативная, фелицитарная, трудовая, экономическая, репродуктивная);
— различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик —
сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка — дочь, сестра, мама, тетя, бабушка).
 Формировать дифференцированные представления:
— о своей половой принадлежности, взаимосвязях между своей половой ролью
и различными проявлениями маскулинности и фемининности (одежда, прическа, телосложение, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление
достоинства);
— половой принадлежности мужчин и женщин по ряду признаков (внешний
вид, личностные качества, социальные и трудовые функции);
— функциональных особенностях мужчин и женщин (общение, труд, отдых,
интересы, увлечения);
— специфике взаимоотношений в детском саду, взаимосвязи функций работающих в нем взрослых.

8

Планирование по разделам программы

Продолжение
1

2

 Формировать обобщенные представления (понятия):
— о человеке как биопсихосоциальном существе;
— особенностях поведения детей в зависимости от половых различий;
— доминирующих видах деятельности и увлечениях людей разного возраста и
пола;
— необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними;
— собственных чертах характера, привычках, способах передачи своих желаний, чувств, настроений, собственных фемининных (маскулинных) качествах;
— значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища;
— нормах и правилах взаимоотношений, приемлемых в российской коммуникативной и психосексуальной культуре.
 Способствовать проявлению:
— интереса к людям своего и противоположного пола;
— адекватных реакций на различные эмоциональные состояния других людей;
— потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих своему возрасту и полу;
— чувства удовлетворенности в отношении собственной половой принадлежности;
— симпатий по отношению к представителям противоположного пола.
 Способствовать:
— становлению полового самосознания, чувства полоролевой самодостаточности, необходимости проявления себя как представителя определенного пола;
— принятию ситуативных состояний, нехарактерных фемининной и маскулинной
направленности (мальчик может плакать от жалости, девочка — стойко переносить
неприятности);
— проявлению познавательного интереса к истории семьи, родословной;
— проявлению восхищения успехами и достижениями родных.
 Стимулировать потребность в подражании одобряемым в семье мужским и
женским поступкам.
 Формировать толерантное отношение к членам семьи и чувство собственного
достоинства (видового, родового, полового).
 Содействовать становлению способов:
— передачи собственных эмоциональных состояний (жесты, мимика, интонация, поза, движения), умеет сдерживать проявления негативных эмоций;
— адекватной идентификации себя с другими людьми по видовым, родовым и
половым характеристикам;
— безопасного поведения;
— проявления доброжелательного, заботливого отношения к людям разного
возраста и пола;
— поведения, ориентированного на выполнение будущей семейной роли (девочка
убаюкивает ребенка как настоящая мама, мальчик ремонтирует кукольную мебель
как настоящий папа);
— проявления адекватных способов разрешения коллизийных ситуаций.

9

Планирование

Продолжение
1

2

 Формировать:
— навыки самообслуживания и личной гигиены, различных видов труда, соответствующих возрасту и полу (девочка умеет стирать, гладить, готовить несложные блюда, делать частичную уборку помещения, накрывать на стол, заниматься рукоделием, мыть посуду, украшать помещение цветами; мальчик умеет
ремонтировать кукольную мебель, обувь, изготавливать деревянные игрушки,
отжимать тяжелое белье, выбивать пыль из ковров, половиков, расставлять
мебель в комнате);
— бережное отношение к результатам труда взрослых, проявление заботы по
отношению к малышам и пожилым родственникам, ответственное отношение
к своим домашним обязанностям;
— умение проявлять сопереживание, сочувствие в общении с близкими.
 Воспитывать уважительное, понимающее, бережное отношение к реликвиям
и интересам членов семьи.
 Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности

Блок «Я — человек: я — мальчик, я — девочка»
Тема «Возрастная линия»
Познавательная деятельность:
экскурсия в группу раннего возраста, игры с малышами,
помощь взрослым в уходе за маленькими;
рассматривание иллюстраций на темы: «Мы растем»,
«Труд взрослых», «Отдых и увлечения мужчин и женщин»;
работа с системным оператором «Возрастная линия»;
просмотр видеофильма «Наш малыш».
Речевая деятельность:
составление рассказов по картине «Первый день Тани в
детском саду»;
составление творческих рассказов «Мой младший брат
(сестра)»;
рассматривание картины «В школу»;
чтение произведений художественной литературы:
Л. Толстой «Девочка и грибы», «Старый дед и внучек»,
В. Осеева «Почему?», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Э. Шим «Брат и младшая сестра».
Изобразительная деятельность:
рассматривание репродукций портретов: В. Серов
«Мика Морозов», «Девочка с персиками», И. Репин

10

Тематические
альбомы: «Мы
растем», «Труд
взрослых», «Отдых
и увлечения».

картина «Первый
день Тани в детском саду».

Выставка репродукций картин на

Планирование по разделам программы

Продолжение
1

2

«Осенний букет», «Л.Н. Толстой», В. Тропинин
«А.С. Пушкин»;
аппликация для малышей «Курочка с цыплятами».
Трудовая деятельность: ручной труд (изготовление подарков для малышей, друзей, родственников).
Игровая деятельность:
дидактические игры: «Родословная», «Разложи по порядку», «Кому что нужно»;
сюжетно-ролевые игры «Семья», «Школа»
Итоговое занятие 1*

тему «Дети и взрослые в живописи».
Выставка детских
работ.
Настольно-печатный материал

Тема «Этикет и его история»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «История этикета»;
просмотр видеофильмов о проявлении правил этикета в
различных жизненных ситуациях.
Речевая деятельность:
беседы-диалоги: «Учись делать приятное», «Правила этикета», «Учись проявлять воспитанность, деликатность»;
чтение произведений художественной литературы: С. Насонкина «Уроки этикета», Г. Остер «Вредные советы».
Музыкальная деятельность: музыкальное развлечение
«Путешествие в Страну этикета».
Игровая деятельность:
дидактические игры: «Так и не так», «Накрываем на стол»,
«Принимаем гостей», «Разговариваем по телефону»;
режиссерские игры на тему «Правила этикета»;
сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Гости»;
игра-драматизация «Лиса и Журавль».
Итоговое занятие 2

Видеофильмы.

Настольно-печатный материал

Тема «Правила безопасного поведения. Полезные и вредные привычки»
Познавательная деятельность:
встречи с работниками ГИБДД, пожарным;
экскурсия к светофору, пешеходному переходу;
рассматривание иллюстраций на темы: «Транспорт»,
«Правила дорожного движения», «Опасные ситуации»;
просмотр мультфильмов и диафильмов;
решение изобретательных задач «Огонь — вода: хорошо
и плохо».

Тематические альбомы «Транспорт»,
«Правила дорожного движения»,
«Опасные ситуации».

* Оборудование для занятий см. далее в конспектах занятий.

11

Планирование

Продолжение
1
Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы:
С. Маршак «Пожар», «Сказка про спички», А. Иванов
«Азбука безопасности», «Как неразлучные друзья дорогу
переходили», «Как неразлучные друзья в огне не сгорели»;
этическая беседа «О полезных и вредных привычках»;
пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»;
отгадывание загадок по правилам безопасности;
викторина «Помоги себе сам».
Изобразительная деятельность: рисование знаков-схем
по правилам безопасного поведения.
Музыкальная деятельность: слушание песенок: «Песенка
о светофоре» (муз. Н. Петрова, сл. Е. Шифриной), «Чудесный островок» (муз. П. Аедоницкого, сл. А. Дмоховского), инсценирование песни «Курица по улице идет»
(муз. А. Арутюнова, сл. Ю. Лопухина).
Игровая деятельность:
дидактические игры: «Зеленый огонек», «Один дома»,
«Правильно — неправильно», «Подбери телефон к служебной машине»;
игра-эстафета «Спаси лес от пожара»;
сюжетно-ролевые игры «Служба спасения», «Пожарные».
Итоговое занятие 3

2

Картотека загадок.
Образцы схем.
Аудиозаписи.

Настольно-печатный материал

Тема «Настроением можно управлять»
Познавательная деятельность:
Беседа на тему «Как управлять своим настроением»;
рассматривание иллюстраций на тему «Разное настроение».

Речевая деятельность:
пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»; рассказывание по картине «Как мы катались с горки»;
чтение произведений художественной литературы: русская
народная сказка «У страха глаза велики», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», С. Козлов «Как Ослику приснился страшный сон», «Доверчивый ежик».
Изобразительная деятельность:
аппликация «Разные лица»;

12

Игрушка — колобок со сменными
частями лица для
выражения разных
эмоций.
Тематический
альбом «Разное настроение».

Планирование по разделам программы

Продолжение
1
рисование автопортретов «Мой смех для всех», «Я грущу»;
сюжетное рисование «Хмурый день», «Веселое лето».
Музыкальная деятельность:
слушание музыки: В.А. Моцарт «Музыкальная шутка»,
Л. Бетховен «Ярость по поводу утраченного гроша»,
Д. Шостакович «Грустная сказка», «Веселая сказка»,
В. Гаврилин «Мальчик гуляет. Мальчик зевает»;
исполнение этюдов под музыку: Г. Свиридова «Попрыгунья», «Упрямец», М. Степаненко «Обидели», А. Гречанинова «Материнские ласки».
Игровая деятельность:
дидактические игры: «Я назову настроение, а ты найди
изображение», «Разное настроение», «Собери картинку»;
психологические этюды: «Зеркало», «Покажи настроение
мимикой», «Покажи настроение позой».
Итоговое занятие 4

2
Выставка детских
работ.
Аудиозаписи.

Настольно-печатный материал

Тема «Достоинство и благородство»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «О достоинстве и благородстве»;
рассматривание иллюстраций на тему «Разные поступки».
Речевая деятельность:
беседы-диалоги «Учись проявлять благородство», «Учись
проверять свои поступки», «Так и не так», «За вранье не
хвалят», «Поговорим по душам»;
составление творческих рассказов на тему «Благородный
поступок»;
чтение произведений художественной литературы:
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…», С. Аксаков «Аленький цветочек», Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»;
рассматривание картины В. Васнецова «Иван-царевич на
Сером волке».
Музыкальная деятельность:
слушание фрагментов оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»;
составление характеристики музыкальных образов героев.
Театрализованная деятельность:
постановка спектаклей по сказкам «Аленький цветочек»
С. Аксакова, «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена.
Трудовая деятельность: художественный дизайн
(изготовление элементов оформления для групповой

Тематический альбом «Разные поступки».

Аудиозаписи.

Оформление групповой комнаты,

13

Планирование

Продолжение
1
комнаты, игрового уголка).
Игровая деятельность:
сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Путешествие»;
дидактические игры «Правильно — неправильно», «Как
поступить?».
Итоговое занятие 5

2
игрового уголка
работами детей.
Настольно-печатный материал

Тема «О любви и дружбе»
Познавательная деятельность:
просмотр видеозаписей журнала «Ералаш»;
рассматривание тематического альбома «О любви и
дружбе».
Речевая деятельность:
чтение художественных произведений: А.Н. Толстой
«Приключения Буратино», Г.-Х. Андерсен «Пастушка и
Трубочист»;
беседа на тему «О любви и дружбе мальчиков и девочек».
Изобразительная деятельность:
рисование «Мой любимый друг», «Моя любимая подруга»;
аппликация «Валентинки».
Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги подарков (цветов, машин) для друзей и подруг.
Музыкальная деятельность:
развлечение «День святого Валентина»;
прослушивание песен о любви и дружбе;
исполнение частушек о любви.
Трудовая деятельность:
изготовление поделок из бросового материала в подарок
друзьям;
изготовление печенья «Валентинки».
Итоговое занятие 6

Тематический альбом.

Образцы «валентинок».
Выставка детских
работ.
Аудиозаписи

Блок «Мужчины и женщины»
Тема «Профессии “мужские” и “женские”»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Профессии “мужские” и “женские”»;
рассматривание иллюстраций о различных профессиях;
экскурсии в мастерскую плотника, кабинет медсестры,
ателье, на строительную площадку.

14

Выставка детских
книг и иллюстраций на тему «Профессии», тематический альбом «Профессии “мужские”
и “женские”».

Планирование по разделам программы

Продолжение
1
Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы:
В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», А. Разцветников «Заходите в мой садик», Б. Заходер «Мой лев»;
беседы о людях мужественных профессий «Космос и
космонавты», «О пожарных», «О службе спасения»;
составление творческих рассказов «Кем я буду, когда вырасту»;
разучивание пословиц, поговорок, загадок о труде.
Изобразительная деятельность: рисование на тему «Все
работы хороши, выбирай на вкус».
Трудовая деятельность: совместная работа детей с родителями по уборке участка детского сада, ремонту мебели,
пошиву кукольной одежды, приготовлению угощения.
Игровая деятельность:
дидактические игры: «Кому что нужно для труда», «Разложи по порядку» (модель трудового процесса);
сюжетно-ролевые игры на тему «“Мужские” и “женские”
профессии».
Итоговое занятие 7

2

Выставка детских
работ.

Настольно-печатный материал

Тема «Спорт “мужской” и “женский”»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Путешествие по Олимпийской деревне»;
экскурсия в спортивно-оздоровительный комплекс на
спортивные соревнования;
рассматривание иллюстраций, репродукций картин о
спорте.
Речевая деятельность:
составление рассказов «Спортивный отдых мужчин и
женщин»;
беседа по картине «На спортивной площадке».
Изобразительная деятельность: рисование «Мы любим
спорт».
Конструктивная деятельность: изготовление макета
спортивной площадки.
Музыкальная деятельность:
разучивание песен о спорте: «Трус не играет в хоккей» (муз.
А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «На трибунах становится тише...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова);

Тематический альбом «Все о спорте».

картина «На спортивной площадке».
Выставка произведений живописи на
тему «Физкультура
и спорт».
Выставка детских
работ.

15

Планирование

Продолжение
1

2

слушание песни В. Высоцкого «Гимнастика».
Игровая деятельность:
дидактическая игра «Спортивные игры»;
физкультурные праздники «Богатырские забавы», «Папа,
мама, я — спортивная семья»;
разгадывание кроссвордов «“Мужские” и “женские”
виды спорта».
Итоговое занятие 8

Аудиозаписи.
Настольно-печатный материал

Блок «Моя cемья»
Тема «Родственные связи»
Познавательная деятельность:
рассматривание иллюстраций на тему «Наша семья»;
просмотр фрагментов видеофильмов «Свадьба», «Наш
малыш»;
экскурсии в группу раннего возраста, в класс;
моделирование родословного древа своей семьи;
посещение тематической выставки «Моя семья»;
рассматривание картин: Д. Жилинский «Семья», «Молодая семья. Ожидание», Е. Романова «Портрет семьи
писателя В. Шукшина», Т. Яблонская «Свадьба».
Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы:
Я. Аким «Моя родня», «Мой брат Мишка», Х. Гюльназарян «Как я был маленький»;
составление творческих рассказов на тему «Семья»;
беседа по семейным фотоальбомам «Моя родня»;
беседа по книге Г. Юдина «Главное чудо света».
Изобразительная деятельность:
рисование «Моя семья», портретов мамы, папы, бабушки, дедушки;
аппликация «Портрет семьи».
Музыкальная деятельность: разучивание песен «Неразлучные друзья» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича),
«Папа может» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича), «Песня
о бабушке» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Трудовая деятельность: ручной труд (изготовление подарков для членов семьи).
Игровая деятельность:
дидактические игры: «Родословная», «Кому что нужно»,
«Домашние обязанности», «Кто чем занят»;
словесная игра «Кто кем кому приходится»;

16

Тематический альбом иллюстраций
«Семья».
Картины на тему
«Семья».

Выставка детских
работ.

Настольно-печатный материал

Планирование по разделам программы

Продолжение
1

2

сюжетно-ролевая игра «Семья»;
дидактическая игра с куклой-младенцем «Купание малыша».
Итоговое занятие 9
Тема «Близкие люди»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Наши друзья»;
рассматривание фотоальбома «Друзья нашей семьи».
Речевая деятельность:
беседы на темы: «Помни о друге», «Радуйся радости другого», «Выручай в беде»;
чтение рассказов Н. Носова, В. Драгунского о дружбе;
заучивание стихотворения С. Михалкова «Мы с приятелем вдвоем».
Изобразительная деятельность:
рисование «Друзья»;
коллективная аппликация «Хоровод друзей».
Музыкальная деятельность:
исполнение песен: «Вместе весело шагать по просторам»
(муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского), «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского);
музыкально-хороводные игры «Если весело живется, делай так», «Шире круг».
Игровая деятельность: режиссерские игры «У тебя в гостях подруга», «У постели больного».
Итоговое занятие 10

Тематический альбом.

Выставка детских
работ

Тема «Забота о доме»
Познавательная деятельность:
игра «Новоселье у куклы Барби»;
рассматривание иллюстраций журнала «Домашний
очаг»;
рассматривание иллюстраций на тему «Мебель», «Дизайн дома».
Речевая деятельность:
беседа-диалог на тему «Как мы помогаем поддерживать
красоту в доме»;
беседа на тему «Для чего семье деньги»;
разучивание пословиц и поговорок о красоте в доме.

Журнал «Домашний очаг».
Тематические альбомы «Мебель»,
«Дизайн дома».

Картотека пословиц.

17

Планирование

Продолжение
1
Изобразительная деятельность: аппликация для украшения дома (картина или композиция).
Конструктивная деятельность: изготовление поделок
из бросового материала для домашнего дизайна.
Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и
взрослых по генеральной уборке и ремонту квартиры.
Игровая деятельность: дидактические игры «Все расставим по местам», «Моя квартира»
Итоговое занятие 11

2
Выставка детских
работ.

Настольно-печатный материал

Блок «Детский сад — мой второй дом»
Тема «Чем занимаются в детском саду»
Познавательная деятельность:
занятие-экскурсия по детскому саду «Кто чем занимается в детском саду?»;
работа со схемой «Дорога в детский сад»;
рассматривание фотоальбома «Наш детский сад».
Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы: Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», О. Кригер «На прогулку», Н. Найденова «Наши полотенца»;
составление творческих рассказов «Мое любимое занятие в детском саду»;
беседа на тему «Мой лучший день в детском саду».
Изобразительная деятельность:
рисование «Чем мы любим заниматься в детском саду»;
аппликация «Любимая игрушка».
Конструктивная деятельность: изготовление макета
«Наш детский сад».
Трудовая деятельность: хозяйственно-бытовой труд
(уборка игрушек, труд на участке).
Игровая деятельность:
коммуникативные игры: «Я начну, а ты закончи», «Цветик-семицветик», «Хорошо — плохо»;
дидактическая игра «Узнай по фотографии место в детском саду».
Итоговое занятие 12

Схема микрорайона.
Альбом фотографий детского сада.

Выставка детских
работ.
План-схема детского сада.

Настольно-печатный материал

Тема «Взаимосвязь труда взрослых в детском саду»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Кто заботится о нас в детском саду?»;

18

Планирование по разделам программы

Продолжение
1
наблюдение за работой завхоза, прачки, водителя, плотника и др.;
экскурсия в другие группы детского сада «Мы в гости
пришли»;
рассматривание иллюстраций на тему «Труд взрослых в
детском саду».
Речевая деятельность:
творческое рассказывание «Что бы произошло, если бы в
детском саду не было взрослых»;
придумывание и разгадывание загадок о людях, работающих в детском саду.
Изобразительная деятельность:
рисование «Дети на празднике в детском саду»;
аппликация «Красивый участок».
Конструктивная деятельность: моделирование труда
разных работников детского сада.
Музыкальная деятельность: праздники «День знаний»,
«До свидания, детский сад!».
Трудовая деятельность: ручной труд (изготовление подарков для сотрудников детского сада).
Игровая деятельность:
сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «У врача», «Повар»;
дидактические игры: «Кому что нужно для труда», «Приготовим обед».
Итоговое занятие 13

2

Тематический альбом иллюстраций

Выставка детских
работ.
Лесенка трудового
процесса.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Настольно-печатный материал

Тема «Правила поведения»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Наши поступки» (обсуждение проблемных ситуаций и правил поведения);
рассматривание альбома иллюстраций «Разное настроение».
Речевая деятельность:
беседа на тему «Размышляй над своим поведением»;
заучивание пословиц, поговорок о правильном поведении.
Изобразительная деятельность:
рисование «Хороший поступок»;
аппликация схематического изображения лица с разными эмоциональными состояниями.
Музыкальная деятельность: исполнение парных танцев
«Полька», «Кадриль», «Менуэт».

Тематический альбом иллюстраций.

Выставка детских
работ.
Аудиозаписи.

19

Планирование

Продолжение
1
Игровая деятельность:
сюжетно-ролевая игра «Детский сад»;
дидактические игры: «Хорошо — плохо», «Правильно —
неправильно»
Итоговое занятие 14

2
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Настольно-печатный материал

Раздел «Человек в истории»
Задачи раздела
 Формировать первоначальные представления:
— о себе как носителе исторических ценностей;
— об истории России, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях;
— назначении и функциях армии, родах войск;
— структуре страны, ее управлении;
— планете Земля, людях, ее населяющих, их равноправии.
 Формировать дифференцированные представления:
— о культурных достояниях, основных исторических событиях, достопримечательностях детского сада, города, страны;
— роли техники в прогрессе человечества;
— взаимосвязи труда взрослых в городе, селе.
 Формировать обобщенные представления:
— о развитии цивилизации,
— истории жилища, предметов быта;
— составе семьи, ее родословной, семейных реликвиях;
— нормах этикета, принятых в семье и общественных местах.
 Способствовать осознанию нравственной ценности поступков людей; общественной значимости исторических событий.
 Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и
культуры своей семьи, детского сада, города, страны.
 Учить определять хронологическую последовательность возникновения и совершенствования предметов быта, техники, исторических событий.
 Воспитывать толерантность и уважение по отношению к представителям других национальностей.
 Способствовать формированию осознанного отношения к праздникам своей
семьи, детского сада, города, страны.
 Способствовать проявлению симпатии, эмоциональной идентификации по отношению к любимым литературным героям, историческим деятелям.
 Воспитывать чувство восхищения достижениями человечества, чувство собственного достоинства, ответственность, осознание своих прав и свобод, признание прав и свобод других людей.
 Способствовать проявлению уважения к личным правам и достоинству других людей.
 Воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду,
родному городу, родной стране.

20

Планирование по разделам программы

Продолжение
1

2

 Формировать навыки:
— поведения, адекватного знаниям об истории, достопримечательностях, символике;
— проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким, доброжелательного, уважительного отношения к людям труда;
— самостоятельного применения полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности;
— выполнения обязанностей по дому, поручений в детском саду;
— социально принятого поведения в общественных местах;
— поддержания порядка, чистоты, благоустройства, уюта в доме, группе детского сада, микрорайоне, городе.
 Способствовать развитию:
— проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории;
— адекватной реакции на незнакомых людей.

Блок «Появление и развитие человека на Земле»
Тема «Кто такой культурный человек»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Что такое культура»;
просмотр видеофильма о памятниках культуры, архитектуры;
рассматривание альбомов: «Живопись», «Архитектура»,
«Музыка и театр».
Речевая деятельность: чтение книги С. Новикова «История» (справочник дошкольника).
Изобразительная деятельность: рисование картин для
оформления группы.
Игровая деятельность: дидактические игры: «Историческая лента», «Разложи по порядку».
Итоговое занятие 15

Видеофильм о родном городе.
Тематические альбомы: «Живопись»,
«Архитектура»,
«Музыка и театр».
книга С. Новикова
«История».
Выставка детских
работ.
Настольно-печатный материал

Тема «Как жили первобытные люди»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Жизнь и быт первобытного человека» с
использованием системного оператора;
экскурсия в областной краеведческий музей;
рассматривание альбома «Жизнь первобытных людей»,
иллюстраций к книгам: «Энциклопедия для самых маленьких», «Доисторическая жизнь», «Мир вокруг нас»,
«Животный мир».

Тематический
альбом «Жизнь и
быт первобытного
человека».

21

Планирование

Продолжение
1

2

Речевая деятельность: беседа по иллюстрациям на тему
«Что нашли археологи».
Изобразительная деятельность: рисование «Древнее
животное», «Наскальные рисунки».
Конструктивная деятельность: изготовление макета
«Уголок древнего мира».
Игровая деятельность: дидактическая игра «Историческая лента» (жилища, предметы освещения).
Итоговое занятие 16

иллюстрации на
тему «Что нашли
археологи».
Иллюстрации из
книг по теме.
Настольно-печатный материал

Тема «Общение первобытных людей»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Как человек учился общаться».
Речевая деятельность:
подготовка сообщений детей о разных формах общения;
заучивание пословиц, поговорок, загадок о разных способах общения;
беседа «История этикета».
Экспериментальная деятельность:
опыты по изучению свойств бумаги;
сравнение гусиного пера, перьевой и шариковой ручек.
Музыкальная деятельность: инсценирование песни
«К нам гости пришли».
Игровая деятельность:
дидактические словесные игры «Вежливый ручеек», «Весело и грустно», «Подарки», «Где мы были — не скажем, а
что делали — покажем»;
дидактическая игра «Разгадай пиктограмму».
Итоговое занятие 17

Тематический
альбом «Развитие
письменности».
Картотека пословиц, поговорок.

Наборы канцелярских товаров и
принадлежностей.
Атрибуты к инсценированию.
Настольно-печатный материал

Тема «Разные дома»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «История жилища»;
экскурсия на строительную площадку;
наблюдение за трудом строителей.

Речевая деятельность: чтение и рассматривание иллюстраций в книге О. Тайлер «Всемирная география».

22

Историческая лента «История жилища». Тематический
альбом «Такие разные жилища».

Планирование по разделам программы

Продолжение
1
Изобразительная деятельность: рисование «Дом моей
бабушки», «Дома будущего».
Конструктивная деятельность: изготовление макетов
жилища разных народов.
Игровая деятельность:
дидактическая игра «Собери дом»;
сюжетно-ролевая игра «Строим дом».
Итоговое занятие 18

2
Выставка детских
работ.
Настольно-печатный материал

Тема «Развитие труда»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Роль машин и механизмов в жизни людей» (на примере производства тканей, посуды);
экскурсия в краеведческий музей «Умные машины»;
рассматривание альбомов «Современная техника»,
«Электроприборы»;
разработка моделей разных профессий (ткачихи, гончара, хлебороба).

Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы:
Я. Тувим «Письмо к детям по очень важному делу»,
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Баруздин «О разных профессиях»;
разучивание пословиц, поговорок, загадок о труде, технике.
Изобразительная деятельность: рисование на тему «Машины на службе человека».
Конструктивная деятельность: конструирование летательных аппаратов из разного материала (бумага, наборы
Лего и др.).
Игровая деятельность:
дидактические игры «Предметы быта», «Историческое
лото»;
сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Путешествие».
Итоговое занятие 19

Тематические
альбомы: «Современная техника»,
«Электроприборы».
Схемы моделей
различных профессий.
Исторические ленты: «Транспорт»,
«Предметы быта».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

23

Планирование

Продолжение
1

2

Тема «Изобретения и достижения человека»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «История изобретений» (на примере изобретения средств связи);
игры-путешествия в прошлое счетных устройств, книги,
транспорта, денег;
рассматривание альбома иллюстраций «Как человек научился летать»;
экскурсия на выставку техники в заводском музее;
просмотр видеофильмов, слайдов о достижениях человечества в науке и культуре.
Речевая деятельность:
чтение энциклопедии;
рассматривание иллюстраций на тему «История изобретений»;
беседы на темы «О чувстве собственного достоинства»,
«О главных достижениях человека»;
подготовка сообщений детей о различных изобретениях.
Экспериментальная деятельность: опыты с магнитом,
зеркалами и др.
Музыкальная деятельность: прослушивание «Песенки
велосипедиста» (муз. Л. Пилат, сл. П. Ватник).
Изобразительная деятельность: рисование «Автомобили будущего».
Игровая деятельность: дидактическая игра «Подбери
пару («птица — самолет», «стрекоза — вертолет» и т.п.).
Итоговое занятие 20

Тематический альбом.

Тематическая
видео­тека.
иллюстрации на
тему «История
изобретений».

Выставка «Наше
творчество».
Аудиозапись.

Настольно-печатный материал

Тема «Права человека»
Познавательная деятельность: беседа на тему «Права
человека».
Речевая деятельность:
чтение и обсуждение книги «Всеобщая декларация прав
человека для детей и взрослых»;
тематическая беседа по сказкам «Козлята и волк», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Дикие лебеди» и др.;
этические беседы «Будь чутким», «Не огорчай словом»,
«Учись быть добрым».
Игровая деятельность: дидактическая игра «Так и не
так».
Итоговое занятие 21

24

Картотека ситуаций по правам
человека.
книга «Всеобщая
декларация прав
человека для детей
и взрослых».

Настольно-печатный материал

Планирование по разделам программы

Продолжение
1

2

Блок «История семьи»
Тема «Что такое семья»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Что такое семья»;
просмотр видеофильмов «Свадьба», «Наш малыш»;
рассматривание фотоальбома «Наша семья».
Речевая деятельность:
чтение и беседа по произведению О. Уайльда «Мальчикзвезда»;
этические беседы на темы «Радуй маму», «Почитай родителей», «Береги маму», «Подари радость»;
составление описательных рассказов на тему «Мои добрые дела в семье»;
разучивание пословиц о родном доме, близких людях.
Изобразительная деятельность: рисование «Моя семья».
Конструктивная деятельность: конструирование «Мой
дом».
Трудовая деятельность: ручной труд «Подарки для близких».
Игровая деятельность:
сюжетно-ролевая игра «Семья»;
дидактические игры «Кому что нужно», «Чей предмет?».
Итоговое занятие 22

Тематическая
видео­тека.
Фотоальбом.

Картотека пословиц.
Выставка детских
работ.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре.
Настольно-печатный материал

Тема «Родословная»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Родословная»;
встреча с представителями старшего поколения семьи
(рассказ о семейных традициях).
Речевая деятельность:
составление рассказов по семейным фотографиям;
разучивание пословиц о семейных взаимоотношениях;
презентация герба своей семьи.
Изобразительная деятельность: рисование и аппликация на тему «Родословное древо».

Выставка «Реликвии нашей семьи».
Семейные альбомы.
Картотека пословиц.
Гербы семей.
Выставка детских
работ.

25

Планирование

Продолжение
1
Музыкальная деятельность: прослушивание песен о семейных праздниках.
Игровая деятельность: дидактические игры «Мои родственники», «Кому что подарить?», «Оденем семью».
Итоговое занятие 23

2
Аудиозаписи.
Настольно-печатный материал

Блок «История детского сада»
Тема «История детского сада»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «История нашего детского сада»;
рассматривание фотоальбома «Летопись детского сада».
Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы: Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», О. Кригер «На прогулку», Н. Найденова «Наши полотенца»;
составление творческих рассказов «Мой любимый детский сад».
Изобразительная деятельность: рисование «Детский
сад».
Трудовая деятельность: ручной труд (изготовление подарков для сотрудников детского сада к дням рождения,
праздникам).
Конструктивная деятельность: конструирование «Разные детские сады».
Музыкальная деятельность:
разучивание и пение песни «Хорошо у нас в саду» (муз.
В. Герчик, сл. А. Пришельца);
подготовка концерта для сотрудников детского сада;
праздник «До свидания, детский сад!».
Игровая деятельность:
дидактические игры «Собери картинку», «Подарки»;
сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Итоговое занятие 24

Фотоальбом «Летопись детского сада».

Выставка детских
работ.

Настольно-печатный материал

Блок «Родной город»
Тема «Достопримечательности нашего города»
Познавательная деятельность:
беседы на темы «Наш микрорайон — часть города»,
«Наши знаменитые земляки»;

26

План микрорайона, план районов
города.

Планирование по разделам программы

Продолжение
1

2

рассматривание альбома с фотографиями знаменитых
людей города;
моделирование плана микрорайона, города;
экскурсии по микрорайону: на почту, в школу, магазин,
училище, спортивно-оздоровительный комплекс, спортплощадку, к родникам, в частный сектор;
экскурсии по городу «История города», «Театры города»,
«Архитектурные памятники нашего города»;
рассматривание альбома «Достопримечательности нашего города»;
просмотр видеофильма о родном городе;

Тематический
фотоальбом о
знаменитых людях
города.
Тематический
альбом «Достопримечательности
родного города».

рассматривание альбома «Природа родного края»;
беседа на тему «Кто и как управляет городом»;
моделирование схемы «Работа городской администрации».
Речевая деятельность:
защита проектов «Двор моей мечты»;
эвристическая беседа на тему «Почему так назвали?»
(история названий улиц, районов города: Мотовилиха,
Разгуляй, Соликамский тракт, Сибирская и др.);
чтение литературных произведений, заучивание стихов
писателей и поэтов родного края;
составление рассказов по фотографиям на тему «О чем
поведало это здание» ;
составление рассказов «Я расскажу тебе о нашем городе»;
чтение произведений художественной литературы
М. Львов «Урал», П. Бажов «Малахитовая шкатулка» и др.
Изобразительная деятельность:
коллективная аппликация «Мой микрорайон»;
рисование «Старинные здания нашего города»;
Конструктивная деятельность:
конструирование «Город»;
изготовление макета «Мой микрорайон»;
изготовление макета старинного города.
Трудовая деятельность: хозяйственно-бытовой труд по
благоустройству и наведению порядка на территории
детского сада.
Музыкальная деятельность: слушание песни «Журавленок» (муз. Э. Колмановского, сл. И. Шаферана) в исполнении воспитателя.

Видеофильм о городе.
Тематический
альбом «Природа
родного края».
Схема «Работа
городской администрации».
Макеты «Двор
моей мечты».

фотографии на
тему «О чем поведало это здание».

Выставка детских
работ.

План старинного
города.

Аудиозапись.

27

Планирование

Продолжение
1
Игровая деятельность: дидактические игры «Найди объект», «Кто быстрее», «Знаешь ли ты город?».
Итоговое занятие 25

2
Настольно-печатный материал

Блок «Родная страна»
Тема «Слава великих городов России»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Великие города России»;
просмотр видеофильмов, слайдов, рассматривание альбома «Города России» (Москва, Петербург, Екатеринбург,
их гербы и флаги);
ознакомление с картой России.
Речевая деятельность:
разучивание стихов о России;
чтение литературных произведений о родной стране;
разучивание пословиц, поговорок о Родине.
Изобразительная деятельность: рисование пейзажей
«Наша Родина».
Музыкальная деятельность: разучивание песен о России.
Игровая деятельность: дидактическая игра «Историческое лото».
Итоговое занятие 26

Тематические альбомы, видеотеки.
Герб и флаг России.
Карта России.
Тематическая картотека.
Выставка детских
работ.
Настольно-печатный материал

Тема «Крещение Руси»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Как жили древние славяне»;
рассматривание альбома иллюстраций «Древняя Русь»
(о жизни древних славян);
рассказ воспитателя «Как была крещена Русь»;
рассматривание иллюстраций и чтение энциклопедии
для дошкольников «История»;
рассматривание альбома «Православные храмы»;
ознакомление с символами крещения: крест, икона, церковь, с православными праздниками, традициями.
Речевая деятельность: составление рассказов по картине
«Взятие снежного городка».
Музыкальная деятельность:
слушание музыкальных произведений П. Чайковского
«Утренняя молитва», «В церкви»;
разучивание, исполнение традиционных праздничных
хороводов.
Изобразительная деятельность:
раскрашивание пасхальных яиц;

28

Тематические альбомы: «Древняя
Русь», «Православные храмы».

Аудиозаписи.

Выставка детских
работ.

Планирование по разделам программы

Продолжение
1
лепка традиционного печенья из теста (козульки, жаворонки).
Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги «Храмы нашего города».
Игровая деятельность:
народные игры, связанные с православными праздниками Рождеством, Пасхой;
дидактическая игра «Ремесла на Руси».
Итоговое занятие 27

2

Иллюстрации с
изображением
храмов.

Настольно-печатный материал

Тема «Славные люди России»
Познавательная деятельность:
беседы на темы «Защитники земли русской», «Славные
люди России»;
рассматривание репродукций картин В. Васнецова «На
поле Куликовом», «Витязь на распутье».
Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы А. Бегунова «От кольчуги до мундира», «Русские богатыри»
(былины в пересказе Н. Карнауховой), чтение и рассматривание иллюстраций о Петре Великом (справочник
дошкольника «История» С. Новикова);
составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»;
разучивание пословиц о Родине, доблестных защитниках.
Изобразительная деятельность:
рисование «Российский флот»;
лепка «Русские воины».
Конструктивная деятельность: конструирование «Крепость».
Музыкальная деятельность: слушание музыкального
произведения «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева.
Театрализованная деятельность: инсценирование фрагментов былин.
Игровая деятельность:
дидактическая игра «Историческое лото»;
историческая лента «От парусника до современного корабля»;
русские народные подвижные игры.
Итоговое занятие 28

Тематический альбом иллюстраций.
Репродукции картин В. Васнецова.

Тематическая картотека пословиц.
Выставка детских
работ.

Аудиозапись.

Настольно-печатный материал

29

Планирование

Продолжение
1

2

Тема «Государственные символы»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Государственные символы»;
рассматривание альбома «Гербы и флаги разных стран».
Речевая деятельность: защита проекта «Герб и флаг нашего детского сада».
Изобразительная деятельность: рисование «Герб сказочного государства».
Музыкальная деятельность: прослушивание гимна страны.
Итоговое занятие 29

Герб и флаг России.
Тематический альбом.
Выставка детских
работ
Аудиозапись

Тема «Жители России»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Народы России»;
беседа-путешествие по карте России;
рассматривание альбомов «Культура народов России».
Речевая деятельность:
разучивание пословиц и поговорок разных народов России;
чтение сказок разных народов России.
Изобразительная деятельность:
рисование элементов традиционного костюма, орнаментов разных народов России;
аппликация «Волшебные узоры».
Музыкальная деятельность:
слушание народной музыки, песен народов России, других стран;
разучивание народных танцев, хороводов.
Игровая деятельность: дидактическая игра «Одень куклу
в национальный костюм».
Итоговое занятие 30

Карта России.
Тематические альбомы.
Тематическая картотека.
Образцы орнамента.
Аудиозаписи.
Настольно-печатный материал

Блок «Моя земля»
Тема «Что такое планета Земля»
Познавательная деятельность:
беседы на темы «Кругосветное путешествие», «Наша
планета Земля»;
рассматривание глобуса, карты мира, карты космоса, ознакомление с названиями планет, континентов, стран.

30

Глобус, карта мира,
карта космоса, атласы.

Планирование по разделам программы

Продолжение
1
Речевая деятельность:
чтение сказок народов мира;
составление письма другу из другой страны.
Изобразительная деятельность:
рисование по мотивам сказок народов мира;
коллективная аппликация «Наша планета».
Музыкальная деятельность:
слушание музыки народов мира;
разучивание танцев народов мира.
Игровая деятельность:
дидактическая игра «Кто где живет?»;
подвижные игры народов мира.
Итоговое занятие 31

2

Выставка детских
работ.
Аудиозапись.
Настольно-печатный материал

Тема «Всемирные праздники»
Познавательная деятельность: беседа на тему «О главных событиях в истории планеты».
Речевая деятельность: чтение книги А. Усачева «Приключения маленького человечка» (Всеобщая декларация
прав человека в пересказе для детей).
Изобразительная деятельность: рисование «Мой любимый праздник».
Музыкальная деятельность:
развлечение «Дружат дети всей Земли»;
праздники (Рождество, Новый год, День матери, День
Земли, День защиты детей).
Игровая деятельность: проведение малой Олимпиады в
детском саду.
Итоговое занятие 32

Атрибуты к праздникам

Раздел «Человек в культуре»
Задачи раздела
 Формировать первоначальные представления:
— о культуре и культурном наследии;
— об отдельных культурных ценностях (искусство, техника), их наиболее ярких представителях;
— национальных, этнических и расовых различиях между людьми;
— об обряде крещения, его назначении и культурной ценности, культовых
атрибутах (храм, икона, крест, священные книги); роли традиций и обрядов в
жизни русского народа раньше;
— вере людей в природные, земные и неземные силы, роли оберегов в защите
от злых сил.
 Формировать дифференцированные представления:
— о христианских праздниках, связанных с ними традициях и обрядах;

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83014245644

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».