preview_978-5-9949-1071-9 Дорогою добра 3-5

УДК 373
ББК 74.100
К61

Р е ц е н з е н т:
М.Ю. Парамонова — канд. пед. наук, доцент кафедры теории и
методики дошкольного образования, декан факультета дошкольной
педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет».

К61

Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И.
Дорогою добра. Занятия для детей 3—5 лет по социальнокоммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под
ред. Л.В. Коломийченко. — М.: ТЦ Сфера, 2022. — 176 с.
ISBN 978–5–9949–1071–9
Предлагаемое пособие входит в учебно-методический комплект парциальной образовательной программы дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра». В комплект входят четыре книги.
В первой книге содержатся концепция, программа и педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников.
В этой книге представлены планирование и занятия для младшей и средней
групп ДОО по программе «Дорогою добра», раскрываются технологические
аспекты работы с детьми 3—5 лет, обеспечивающие их приобщение к разным
видам социальной культуры.
Пособие предназначено педагогам и психологам ДОО, преподавателям
педагогических вузов и колледжей, разработчикам инновационных проектов,
а также родителям.

УДК 373
ББК 74.100

ISBN 978-5-9949-1071-9

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015
© Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И., текст, 2015

Пояснительная записка
Данная книга входит в учебно-методический комплект парциальной программы дошкольного образования по социальнокоммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра».
Блочно-тематический план и итоговые занятия по реализации программы социально-коммуникативного развития и
социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» разработаны на основе результатов исследований, проводимых на
базе экспериментальных площадок ДОО, выполненных студентами факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Содержание программы построено в соответствии с ФГОС ДО
и отражает основные направления приобщения дошкольников к
различным аспектам социальной культуры.
Технологическое сопровождение реализации программы осуществлено в соответствии с принципами:
— последовательности и концентричности, обеспечивающими
постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к
ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным
признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в
процессе их исторического развития;
3

Дорогою добра. Занятия для детей 3—5 лет

— системности, предполагающим формирование у детей обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в которой все объекты, процессы, явления, поступки,
переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
— интегративности, предусматривающим возможность реализации содержания социальной культуры в разных видах
деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой,
учебной);
— культуросообразности и регионализма, обеспечивающими становление различных сфер самосознания ребенка на
основе культуры своего народа, ближайшего социального
окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего
региона;
— «диалога культур», ориентирующим на понимание временнÓй
и исторической последовательности развития материальных
и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.
Программа «Дорогою добра» реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) по разделам:
— «Человек среди людей»;
— «Человек в истории»;
— «Человек в культуре»;
— «Человек в своем крае».
В каждый раздел входит несколько блоков. Содержание раздела «Человек в своем крае» выступает вариативной частью
программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.
Соотношение блоков по различным возрастным группам
определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре.
Наличие разделов, блоков и тем способствуют системному и це4

Пояснительная записка

ленаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.
Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его
потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов
поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства
видах деятельности.
Содержание программы социально-коммуникативного развития осваивается детьми в разных формах взаимодействия с педагогом в определенной последовательности, включающей предварительную работу:
— первоначальное ознакомление с изучаемыми объектами в
процессе чтения художественной литературы, рассматривания картин, иллюстраций, наблюдений, экскурсий и др. (в зависимости от степени новизны материала решаются задачи
формирования либо первоначальных, либо дифференцированных, либо обобщенных представлений);
— практическое использование этих знаний в игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной и других видах деятельности;
— создание на основе имеющихся знаний и сформированных
умений творческого продукта в изобразительной, конструктивной, речевой и других видах деятельности.
Завершается освоение темы итоговым занятием, направленным на обобщение полученных знаний и способов решения прикладных задач.
Сценарии таких занятий представлены после планирования.
Сетка занятий составляется произвольно в соответствии с
основными положениями той образовательной программы, по
которой работает ДОО, и с требованиями к нагрузке детей в организованной деятельности, предусмотренными ФГОС ДО.
Основу сетки составляет форма организации детей в познавательной деятельности, обозначенная в плане как занятие.
Режим организации работы по всем разделам не должен превышать одного занятия в неделю. Тематические занятия во второй младшей группе рекомендуется проводить 2 раза, в средней — 3 раза в месяц.
Все остальные формы и методы работы могут быть представлены как в других разделах программы (например, «Речь и ре5

Дорогою добра. Занятия для детей 3—5 лет

чевое общение», «Изобразительное искусство», «Конструирование» и др.), так и в совместной с воспитателем, самостоятельной
деятельности детей.
Предлагаемый материал построен на основе многолетнего
опыта по социально-коммуникативному развитию педагогов,
участвующих в разработке и апробации Программы социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста на экспериментальных площадках г. Перми и Пермского края.
Приносим извинения авторам стихотворений, чьи имена не
удалось найти.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Примерная сетка занятий
Месяц

Темы разделов
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Сентябрь

Питание человека
Человек среди людей

Октябрь

Блок «Я — человек:
я — мальчик, я — девочка»

Мы такие разные
Настроение

Ноябрь

Транспорт и средства связи
Что такое хорошо и что такое плохо

Декабрь

Разное настроение
Внешние различия мужчин и женщин

Январь

С кем я живу

Блок «Мужчины и
женщины»
Блок «Моя семья»

Забота о близких
Февраль

Хорошо у нас в саду
Кто о нас заботится

Март

Блок «Детский сад —
мой второй дом»

Помещения детского сада
РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В КУЛЬТУРЕ»
Жилище русского человека

Апрель

Русская кухня (2 занятия)

Май

Домашние животные
Народное творчество

8

Блок «Русская традиционная культура»

Планирование

Планирование по разделам
программы
Содержание работы с детьми
в разных видах деятельности

Элементы
предметной
развивающей среды

1

2

РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
Задачи раздела
• Формировать, конкретизировать первоначальные представления:
— о себе как о носителе видовой человеческой сущности (имя, специфика
внешнего вида, особенности биологических и социальных потребностей, эмоциональных проявлений), о собственной половой принадлежности в соответствии с внешними признаками (одежда, прическа, игрушки);
— возрастных и половых различиях взрослых людей;
— составе своей семьи, возрастных и половых различиях родственников;
— полярных эмоциональных состояниях людей (веселый — грустный);
— элементарных правилах поведения, взаимоотношениях с другими людьми;
— назначении отдельных помещений детского сада и его сотрудниках;
— некоторых способах проявления внимания и заботы по отношению к другим
людям;
— отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь).
• Способствовать проявлению интереса:
— к сверстникам своего и противоположного пола;
— к различным аспектам жизни взрослых людей разного пола.
• Стимулировать:
— проявления эмпатии во взаимоотношениях с людьми разного возраста и
пола;
— подражание социально одобряемым поступкам.
• Содействовать развитию первоначальных умений:
— распознавать человека на картинках, фотографиях, иллюстрациях, дифференцируя по возрасту и полу;
— различать полярные (веселый — грустный) эмоциональные состояния близких людей, сверстников; проявлять внимание, заботу по отношению к ним;
— адекватно идентифицировать себя с представителями своего пола;
— использовать в общении слова приветствия, прощания, благодарности;
— проявлять внимание, заботу по отношению к людям разного возраста и
пола;
— включаться в совместную деятельность, выполнять требования к поведению
в детском саду и семье.
• Способствовать использованию полученной информации в речевой, изобразительной, коммуникативной деятельности

9

Младшая группа (3—4 года)

Продолжение
1

2

Блок «Я — человек: я — мальчик, я — девочка»
Тема «Питание человека»
Познавательная деятельность:
рассматривание иллюстраций по темам «Домашние
животные», «Овощи и фрукты»;
экскурсия к повару «Как готовят обед для детей».
Речевая деятельность: рассматривание картин
«Корова с теленком», «Птичий двор».
Изобразительная деятельность:
рисование «Цыплята на лугу»;
аппликация «Овощи и фрукты».
Музыкальная деятельность: слушание и исполнение песен «Урожайная», «Кисонька», «Но, лошадка», «Козлик».
Игровая деятельность:
дидактические игры «Съедобное — несъедобное»,
лото «Овощи», «Животные и их детеныши», домино «Ягоды»;
театрализованная игра «Готовим обед».
Итоговое занятие 1*

Тематические альбомы
«Домашние животные»,
«Овощи и фрукты».

Выставка детских работ.

Настольно-печатный
материал

Тема «Человек среди людей»
Познавательная деятельность:
рассматривание своего отражения в зеркале;
рассматривание фотографий, иллюстраций на тему
«Мы играем».
Речевая деятельность:
речевая игра «Поезд»;
разучивание потешек с именами детей («Наша
Маша…», «Ваня, Ваня, простота…»);
чтение литературных произведений Е. Благинина
«Аленушка», И. Косяков «Все она», С. Черный «Про
Катюшу», О. Дриз «Мы — мужчины», Л. Квитко
«Дочка».
Музыкальная деятельность:
исполнение песен и попевок «Кто у нас хороший»,
«Угадай-ка»;
музыкально-ритмические движения «Подружились»;
музыкально-дидактическая игра «Как тебя зовут».

Зеркала разной величины
и формы.
Тематический альбом
«Мы играем».
Картотека потешек

* Оборудование для занятий см. далее в конспектах занятий.

10

Планирование

Продолжение
1

2

Игровая деятельность: речевые дидактические игры
«Знакомство», «Угадай по голосу», «Кто ушел».
Итоговое занятие 2
Тема «Мы такие разные»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Мы — мальчики и девочки»;
рассматривание иллюстраций на темы «Одежда
девочек и мальчиков», «Моя семья»;
рассматривание игрушек (куклы: мальчик и девочка).
Речевая деятельность:
чтение произведений художественной литературы:
Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Петя ползал и
стал на ножки»;
разучивание потешек «Наша Маша», «Пальчикмальчик» и др.
Изобразительная деятельность:
рисование «Украсим платье кружочками, колечками»;
аппликация «Машина для мальчиков».
Музыкальная деятельность: слушание музыки
(Г. Свиридов: «Попрыгунья», «Упрямец»).
Игровая деятельность:
дидактические игры «Одень Таню и Ваню», «Кому
что нужно»;
сюжетно-ролевая игра «Семья».
Итоговое занятие 3

Тематические альбомы.
Куклы, игрушки и украшения для девочек и
мальчиков.

Картотека потешек.
Выставка детских работ.

Настольно-печатный
материал

Тема «Настроение»
Познавательная деятельность:
игра-занятие «Веселый и грустный Колобок»;
рассматривание альбома иллюстраций «Разное настроение»;
просмотр спектаклей «Колобок», «Заюшкина избушка».
Речевая деятельность:
рассматривание картин «Помогаем товарищу»,
«Катаемся на санках»;
чтение литературных произведений: сказки «Теремок», «Маша и медведь», В. Берестов «Больная кукла», З. Александрова «Раз-два-три-четыре-пять!»

Тематический альбом.

Картины: «Помогаем
товарищу», «Катаемся на
санках».

11

Младшая группа (3—4 года)

Продолжение
1
К. Чуковский «Радость», А. Блок «Колыбельная
песенка»
Театрализованная деятельность:
игра-драматизация «Два веселых гуся»;
театр игрушек «Упрямые козлики».
Изобразительная деятельность: рисование «Нарисуй облако» (выбор цвета по настроению).
Музыкальная деятельность:
слушание музыки: В. Агафонников «Драчун»,
«Обидели», В. Калинников «Грустная песенка»,
С. Прокофьев «Дождь и радуга»;
пляска «Помирились»;
музыкально-хороводная игра «Как на тоненький
ледок».
Игровая деятельность:
дидактические игры «Весело и грустно», «Хорошо — плохо», «Разные поступки», «Назови ласково», «Настроение», «Волшебные шары», «Выбери
девочку»;
игры-имитации «Веселые зайчата», «Злой волк»,
«Ласковое солнышко»;
игры-хороводы «Кто у нас хороший», «Каравай»;
подвижная игра «Солнышко и дождик».
Итоговое занятие 4

2

Игрушки для театра.
Выставка детских работ.

Настольно-печатный
материал

Тема «Транспорт и средства связи»
Познавательная деятельность:
экскурсия на автостоянку;
беседа с почтальоном, приносящим почту в детский сад;
рассматривание иллюстраций на тему «Машины на
нашей улице»;
рассматривание игрушек (разные виды транспорта);
просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».
Речевая деятельность:
рассматривание картины «Едем на автобусе»;
чтение произведений художественной литературы:
А. Барто «Грузовик», Э. Мошковская «Я — машина»,

12

Тематический альбом иллюстраций «Транспорт»,
выставка игрушек (разные виды транспорта).
Иллюстрация.

Планирование

Продолжение
1
В. Павлова «На машине», Б. Заходер «Шофер»,
А. Введенский «Песня машиниста», Ю. Тувим
«Письмо ко всем детям по одному очень важному
делу», К. Чуковский «Телефон».
Изобразительная деятельность:
аппликация «Поезд»;
рисование «Рельсы для железной дороги».
Конструктивная деятельность: конструирование
дорожек для автомобилей.
Музыкальная деятельность:
разучивание и пение песен «Самолет» Е. Тиличеевой, «Машина» Т. Попатенко;
музыкально-ритмические движения «Поезд» (муз.
Н. Метлова).
Игровая деятельность:
строительная игра «Поедем на машине (автобусе,
поезде)»;
подвижные игры: «Воробушки и автомобиль»,
«Машина», «Поезд».
Итоговое занятие 5

2

Выставка детских работ.

Атрибуты для сюжетных
и подвижных игр

Тема «Что такое хорошо и что такое плохо»
Познавательная деятельность:
беседа на тему «Что делать, если потерялся»;
рассматривание иллюстраций на тему «Дети
играют».
Речевая деятельность:
рассказывание и беседа по сказке «Кот, лиса и петух»;
чтение художественной литературы: Е. Благинина
«С добрым утром», И. Токмакова «Утро», О. Дриз
«Раным-рано», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Я. Тайц «Кубик на кубик», Л. Толстой «Тетя дала
Варе меду», М. Карем «Лгунишки», Е. Серова «Похвалили»;
рассматривание картин из серии «Мы играем».
Изобразительная деятельность:
рисование «Здравствуй, солнышко!»;
аппликация «Травка» (с чтением потешки).

Тематический альбом иллюстраций.
Иллюстрации к сказке.

Выставка детских работ.

13

Младшая группа (3—4 года)

Продолжение
1

2

Театрализованная деятельность:
показ спектакля на фланелеграфе «Козлята и волк».
Музыкальная деятельность: разучивание и пение
песен «Милости просим, гости дорогие!», «Здравствуй, Катенька!».
Игровая деятельность:
дидактические игры «Как правильно?», «Кукла
Таня просыпается», «Угостим Мишку чаем», «Уложим кук­лу спать»;
сюжетно-ролевая игра «Семья»;
игры «Кукла заболела», «Кукла пришла в гости».
Итоговое занятие 6

Настольный театр (или
фланелеграф) по сказке
«Козлята и волк».
Настольно-печатный
материал

Блок «Мужчины и женщины»
Тема «Настроение»
Познавательная деятельность: игра «Успокоим
куклу».
Речевая деятельность:
беседы на темы «О настроении», «О разных поступках».
Изобразительная деятельность: рисование «Подарок для мамы (папы, бабушки, дедушки)».
Музыкальная деятельность:
пение «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова);
слушание «Плач куклы» (муз. Т. Попатенко).
Игровая деятельность:
дидактические игры «Весело и грустно», «Волшебный кубик»;
сюжетная игра «Семья».
Итоговое занятие 7

Тематический альбом
«Разное настроение».
Выставка детских работ.

«Волшебный кубик»
(с изображением разных
эмоций)

Тема «Внешние различия мужчин и женщин»
Познавательная деятельность:
рассматривание иллюстраций на тему «Мужчины и
женщины».
Речевая деятельность: беседы на темы «О мамах и
папах», «О бабушках и дедушках» (как одеваются,
какую прическу носят, что любят делать).
Изобразительная деятельность: аппликация (изготовление открыток для пап и дедушкек, мам и
бабушек).

14

Тематические альбомы:
«Мужчины и женщины»,
«Одежда мужская и женская».

Планирование

Продолжение
1

2

Музыкальная деятельность:
развлечение «Будем сильными и смелыми»;
исполнение песни «Мы — солдаты» (муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова).
Игровая деятельность:
дидактические игры «Кому что нужно», «Кто чем
занимается», «Модный салон»;
сюжетные игры «Парикмахерская», «Магазин»,
«Семья».
Итоговое занятие 8

Настольно-печатный
материал

Блок «Моя семья»
Тема «С кем я живу»
Познавательная деятельность: беседа на тему
«С кем я живу».
Речевая деятельность:
рассматривание картин «Купаем куклу», «На прогулке»;
чтение произведений художественной литературы:
сказки «Волк и козлята», «Маша и медведь».
Изобразительная деятельность: аппликация
«Украсим Маше сарафан».
Музыкальная деятельность: исполнение песни «Жили-были» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных).
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Семья».
Итоговое занятие 9

Фотоальбом «Моя семья».
Тематический альбом иллюстраций «Семья».
Картины.

Выставка детских работ

Тема «Забота о близких»
Познавательная деятельность:
рассматривание иллюстраций и фотографий на
темы «Труд взрослых в семье», «Семья»;
беседа на тему «Моя семья» по семейным фотоальбомам.
Речевая деятельность:
беседа на тему «Мы — помощники»;
чтение произведений художественной литературы:
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», Г. Сатир «Книга»,
К. Чуковский «Радость», С. Прокофьев «Когда можно плакать»;

Тематические альбомы иллюстраций на темы: «Труд
взрослых», «Семья».

15

Младшая группа (3—4 года)

Продолжение
1
разучивание стихотворения «Мама» Я. Акима.
Изобразительная деятельность: изготовление
открыток для мамы, папы и других членов семьи.
Музыкальная деятельность: исполнение песен
«Пирожки» (муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кук­
ловской), «Мамочка моя» (муз. И. Арсеева, сл.
И. Черницкой).
Игровая деятельность:
дидактические игры «Одень детей», «Кому что подарить», «Кому что нужно для работы»;
подвижная игра «Курочка и цыплята».
Итоговое занятие 10

2

Настольно-печатный
материал

Блок «Детский сад — мой второй дом»
Тема «Хорошо у нас в саду»
Познавательная деятельность:
рассматривание иллюстраций на тему «Мы играем».
Речевая деятельность:
рассматривание и описание игрушек;
чтение и заучивание стихотворения Н. Найденовой
«Наш детский сад».
Изобразительная деятельность:
рисование «Моя любимая игрушка»;
аппликация «Грузовик»;
лепка «Неваляшка».
Музыкальная деятельность:
слушание и пение песни «У цыплят детский сад»
(муз. А. Лусиняна, сл. Н. Микаэляна);
музыкальная игра «Гостьюшка» (муз. М. Магиденко).
Игровая деятельность:
дидактические игры «Каждой вещи — свое место»,
«Хорошо — плохо»;
хороводная игра «Ходит Ваня»;
сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Итоговое занятие 11

16

Тематический альбом иллюстраций.
Игрушки.

Выставка детских работ.

Настольно-печатный
материал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 23.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83014245644

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».